Интервью

15.03.2022

Интервью с Ильей Чернобаем: от юриспруденции к проекту Колобог

 Илья, мы знакомы в связи с судебно-арбитражными делами заочно с 2009 года, когда начали общение в Твиттере, потом в связи с моими мероприятиями для юридического сообщества лично, а затем Вы объявили о завершении своей практики разрешения споров по государственным контрактам и юридической карьеры одновременно. Что произошло?

Илья Чернобай интервью СП

Сразу несколько событий: ликвидация Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а вместе с ним и сколько-нибудь прогнозируемой правовой позиции судов по вопросам хозяйственных отношений государства и бизнеса; реформа законодательства о государственном заказе, в результате которой баланс протекционизма в отношениях  заказчик-подрядчик установлен законодателем в абсолютно про-государственном положении; и трансформация моих собственных убеждений в области морали и нравственности и связанной с этим профессиональной мотивации к защите бизнеса, и самое главное, понимание, что реализовывать высшую справедливость (а не формальную или в лучшем случае — социальную) гораздо эффективнее альтернативными, внесудебными, способами, нежели чем с помощью публичных институтов государства.

Судя по всему, последний вывод лег в основу вашей книги о переговорах. А в связи с чем тема созидательных коммуникаций в ней сводится к русской дипломатической школе и русскому языку вообще?

Да, осознанный предприниматель не позволит конфликту возникнуть, а возникший — использует для трансформации отношений партнеров на качественно новый уровень, а почему наш язык, — да потому, что он по природе своей созидательный и образовательный, как и сама дипломатия в изначальном понимании, а в основе западной — наследнице Римской империи — лежат принципы Маккиавелли, главный из которых разделяй и властвуй.

 А как вы пришли к такому выводу?

Через собственный, как говорят, экзистенциональный опыт. Дело в том, что только носитель русской ментальности, то есть, человек русскоязычный, не только способен жертвовать собственными индивидуальными интересами ради блага другого человека или благо общего, но еще и получать удовлетворение от этого. При этом, то, что нам известно о широко распространенной в США и ЕС практике благотворительности к этому не имеет никакого отношения, — там никто и не при каких условиях не отдаст то, в чём сам нуждается. В дело идет только то, что в теории предельной полезности называется “избытком” и ценности не имеет. Эти наблюдения заставили меня раскрыть тему межкультурных отношений насколько возможно, а главное — понять, что если у мира есть хорошее будущее, то появиться у него есть шанс не иначе, как в русскоязычной среде и, в развитие вывода о сомнительной пользе публичных институтов для целей высшей справедливости, как главной цели русской дипломатической культуры, — только в альтернативной среде. В музыке эта среда на языке самых недружественных называется “андерграунд”, а у нас “подполье”.

 Что вы имеете ввиду?

Самоорганизацию. Созидательная сила русского языка проявляется в реализации принципа соответствия мыслей, слов и действий, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне и это, к счастью, многие понимают. Проблема над которой я сейчас работаю в создании культуры горизонтальных коммуникаций (основанных на доброй воле), как частичная или, если угодно дополнительная, альтернатива доминирующим в России вертикальным коммуникациям (устроенных по принципу “власть-подчинение”).

Интересно, но не ясно, как всё, о чём вы говорите, связано?

Всё предельно просто. Когда мы, созидательная часть общества, не смотря на внешнее влияние, осмелимся признать для себя и окружающих, что в отличие от коллективного запада, для нас является естественным получать глубокое удовлетворение, жизненные силы и связанные с этим блага, когда мы коллективно созидаем и не просто, а в интересах, скажем, третьих лиц, нам захочется объединяться на основе общих ценностей и ближайших интересов для их совместного удовлетворения, — будь то шахматный клуб, группа любителей водить хороводы или концессионное соглашение о строительстве бассейна в коттеджном поселке, достигать взаимовыгодных результатов и при этом получать эмоциональное удовлетворение от собственного вклада, — многие проблемы решатся сами собой, без необязательного вовлечения в эту экосистему публичных институтов.

А вы можете привести пример такой самоорганизации?

Самый простой пример содержится, не поверите, в сказке о Колобке. Если помните, по ее сюжету у героев возник простой бытовой вопрос — обед, а продуктов в доме или холодильнике не было. Подмели по коробам, поскребли по сусекам, то есть осмотрелись хорошенько по сторонам, и, в результате, всего обнаруженного оказалось необходимо и достаточно (с известными оговорками) для реализации изначального проекта “обед”. Разумеется, пример имеет больше метафорическую ценность нежели, чем научную, но смысл проектного менеджмента в нашем стиле он отражает достоверно.

Хорошо. Это звучит как идея для платформы в интернете, особенно в контексте текущих событий, на мой взгляд.

Именно над этим я и работаю последние три года. Возможности для монетизации идеи самые разные, а для масштабирования — буквально безграничные, не смотря на ее очевидный некоммерческий идеологический подтекст.

На каком этапе находится этот проект?

Проект Колобог имеет две составляющие — цифровую и физическую. В прошлом году мы создали прототип деловой настольной игры, в ходе которой проекты что называется “прокачиваются” ее участниками с точки зрения организации и реализации этих проектов. Теперь необходимо разрабатывать саму платформу, на которой будущие партнеры по проектам будут друг друга находить.

Есть ли у вас партнеры для самого Колобога и материалы проекта, которыми вы можете поделиться уже сейчас без риска поставить под угрозу коммерческую тайну?

Частично, есть. Для разработки платформы нам нужен стратегический, ресурсный, как говорят, партнер, а в части материалов — лучшее, чем мы можем поделиться, — это возможностью пригласить на игровую сессию. Пока мы делаем такие игровые мероприятия по заказу собственников небольших компаний, которые находятся в поиске практических решений корпоративных коммуникационных проблем.

Спасибо, Илья и успехов!

И я вас благодарю, Александр, и желаю процветания всем вашим проектам, и в первую очередь, — проекту “Своя позиция”.

Интервью Александра Федорова

Фотоматериалы из архива Ильи Чернобая

Наши партнеры


СМИ - "Своя Позиция"
интернет-журнал для предпринимателей, малого бизнеса, самозанятых. Помощь в решении практических задач. Освещение деятельности арбитражных судов. Разрешение конфликтов.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78101 от 27 марта 2020г, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Наименование (название) средства массовой информации: Своя Позиция
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Язык(и): русский
Номер телефона: +7 (495) 822-72-12, Почта:mail@sppress.ru
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": свояпозиция.рф / (xn--b1akda1aagn5c3eg.xn--p1ai)
Примерная тематика и (или) специализация: Информационная, общественная
Форма периодического распространения: сетевое издание
Главный редактор: Федоров Александр Владимирович
Возрастные ограничения: 18+

*мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции
Политика конфиденциальности